Сделка по Ирану подорвет позиции России на нефтяном рынке
Мировые цены на нефть снижаются на фоне достижения договоренности по иранской ядерной программе — за баррель Brent дают $55. «Шестерка» может отменить санкции, в том числе нефтяное эмбарго, уже в этом году, что означает рост предложения на рынке в миллион баррелей ежедневно. Полноценное возвращение Ирана на нефтяной рынок приведет к обвалу и так низких цен и резкому росту конкуренции, констатируют эксперты.Иран дольет нефти
Цена на нефть марки Brent снизилась после сообщений о достижении предварительной договоренности между Ираном и «шестеркой» по вопросу ядерной программы. На первых новостях о договоренностях, которые предполагают постепенное снятие санкций, в том числе, нефтяного эмбарго, углеводороды упали в цене на 5%, потом «черное золото» чуть отыграло позиции и по состоянию на 23:00 стоимость барреля нефти Brent составляла $55,21.
В 2012 году правительство ИРИ прекратило, в ответ на санкции западных стран, продажу нефти США и Великобритании, а с начала 2013 — и Евросоюзу. До санкций Иран на экспорт направлял почти 2,5 млн баррелей. Сейчас ИРИ производит 2,85 млн баррелей, он четвертый в мире производитель нефти (данные Bloomberg), а экспортирует лишь около 1 млн баррелей в день, в основном в Китай и другие азиатские страны. Однако страна уже изъявила готовность нарастить поставки, если ограничения будут сняты.
Несмотря на то, что договоренности по снятию санкций носят предварительный характер, наблюдатели верят в возможность роста предложения, а значит, и падения цен уже в этом году. «Возвращение Ирана на глобальный нефтяной рынок приведет к обвалу цен на «черное золото». Иран выйдет на рынок с новыми объемами и наверняка будет демпинговать для поиска покупателей», — считает аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев.
С возвращением Ирана серьезно обострится ситуация для остальных мировых нефтепроизводителей, и в первую очередь для России, уже сейчас страдающей от рекордно низких цен на нефть.
«Досанкционный объем в 2,5 млн баррелей в сутки – это очень много даже для глобального рынка. В результате под давлением окажется часть нефтедобычи в России, Азербайджане, Туркмении и Казахстане. Конкурировать с иранской вынуждена будет вся нефть Каспийского трубопроводного консорциума и месторождения Кашаган. Начнется ценовая война на выбывание, поэтому производителям уже сейчас нужно думать о диверсификации и об оптимизации логистики», — рассказал главный редактор Thomson Reuters по товарным рынкам Александр Ершов «Газете.Ru». По мнению эксперта, помочь нефтепроизводителям сможет активно наращивающий потребление Китай, однако уже сегодня он крупнейший импортер иранской нефти.
А Европа, по словам наблюдателей, получит альтернативного России поставщика энергоресурсов. До эмбарго иранский импорт нефти в Италию, Испанию и Грецию составлял 13-15%.
Иран также крупнейший производитель газа, и в перспективе он составит России конкуренцию и на этом рынке, предостерегает Ершов.
Именно полноценное возвращение Ирана на нефтяной рынок, а вовсе не примирение Тегерана с Вашингтоном и Брюсселем и потенциальное закрытие и так не слишком открытого рынка ИРИ для Москвы может больно ударить по экономическим интересам России. Ежегодный товарооборот Москвы и Тегерана составляет менее $1 млрд, а товарооборот между Ираном и США в условиях санкций наблюдатели оценивают в $5 млрд (официальной статистики не ведется).
О чем договорились
Несмотря на заявления о достижении финальных договоренностей и даже наличия параметров плана по иранской ядерной программе, до полного снятия санкций и выхода иранской нефти на рынок пройдет не менее года, а до подписания итогового документа — не менее 3 месяцев.
Тем не менее, после более чем десятилетних переговоров даже такие договоренности можно считать серьезным дипломатическим прорывом.
В США подчеркивают, что соглашение должно обезопасить мир от иранского ядерного оружия.
«США с союзниками и партнерами достигли исторического соглашения и исключили возможность создания у Ирана атомной бомбы», – заявил глава Белого дома Барак Обама. Израильские чиновники, которых цитирует AP, поспешили назвать соглашение «исторической ошибкой», правда, на условиях анонимности.
Российский МИД утверждает, что в основу договоренностей лег принцип, сформулированный президентом Владимиром Путиным, а именно — «признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль и снятии всех действующих против ИРИ санкций». Впрочем, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров не присутствовал на финальной стадии переговоров — в четверг он был в Бишкеке.
В Иране осторожно комментируют достигнутые договоренности. Агентсво Fars указывает, что хотя достигнут прогресс, ряд важных технических вопросов остается нерешенным. Иранский президент Хасан Роухани, которого цитирует IRNA, заявил, что подготовка финального документа стартует уже в пятницу, в течение 3 месяцев он должен быть полностью готов.
Тегерану по условиям предварительного соглашения придется существенно сократить ядерную экспансию.
В основных параметрах плана указано, что Иран должен 15 лет не строить никаких новых объектов для обогащения урана, приостановить две трети мощностей по обогащению урана и сократить число центрифуг с 19000 до 6104. Из них 5060 продолжат работу по промышленному обогащению на заводе в Натанзе, а еще 1000 будут использованы исключительно для научных целей в исследовательском центре Фордо. При этом Иран обязуется использовать только центрифуги первого поколения IR-1s, а остальные под присмотром МАГАТЭ поместить в спецхранилища.
Кроме того, Тегеран не будет обогащать уран свыше 3,67% (степень обогащения урана для военных, а не гражданских целей составляет 20% — «Газета. Ru») в течение 15 лет и сократит уже обогащенные запасы с 10000 кг до 300 кг. Остальная часть должна быть вывезена за пределы страны. По информации РИА «Новости», Иран планирует выйти на мировой рынок ядерного топлива и продать обогащенный уран. Россия в четверг заявила о готовности поставлять свежее ядерное топливо и забирать отработавшее назад со всех реакторов, которые были построены в Иране при участии РФ. МАГАТЭ будет 25 лет наблюдать за иранскими ядерными объектами.
Со своей стороны Тегеран получил реальную перспективу снятия санкций — и европейских, и американских, правда только после заключения пресловутого всеобъемлющего соглашения по иранскому атому, что может произойти до 30 июня.
Штаты начнут отмену финансовых и экономических санкций, когда МАГАТЭ подтвердит выполнение Ираном своих обязательств, уточнил госсекретарь США Джон Керри. «Существует ряд требований, включая демонтаж центрифуг», — уточнил он. Точной временной увязки снятия санкций с исполнением Ираном обязательств в документе не прописано: именно этот вопрос будет самым спорным в ближайшие 3 месяца. Западные наблюдатели считают, что даже в случае подписания в срок финального документа снятие санкций может быть не единовременным, а поэтапным и растянуться на год или два. При этом санкции в отношении Ирана в связи с поддержкой терроризма и нарушением прав человека будут сохранены. Также сохранятся запреты Совбеза ООН на поставки в Иран продукции двойного назначения.
Санкции или бомба
Краеугольным камнем для Тегерана является сохранение ядерной программы, широко поддерживаемой населением страны, пусть и в усеченном виде, при условии снятия санкций.
Мирный атом, развитие которого традиционно педалирует Иран, в том числе, и «прикрывая» потенциальное развитие военной ядерной программы, включает, в том числе, и возведение АЭС в Бушере российскими специалистами (сейчас строится второй блок) — фактически единственное перспективное из направлений российско-иранского сотрудничества.
Безусловно, для Тегерана важно и снятие нефтяного эмбарго. После введения санкций только за 2012 год Иран недополучил от экспорта нефти около $70 млрд. Кроме того, как и в России обвалился курс национальной валюты и резко выросла инфляция. Руководство страны, впрочем, не раз заявляло, что санкции поспособствовали развитию технологий и снижению нефтезависимости. «Введение санкций против Ирана привело к значительному развитию уровня иранской науки и технологий. В области нанотехнологий и биотехнологий мы занимаем первое место на Ближнем Востоке, — говорил в интервью «Газете.Ru» вице-президент Ирана по вопросам науки и технологий Сурен Саттари. — Мы начали искать другие статьи для экспорта, другие источники прибыли и пополнения бюджета помимо углеводородов. Новая экономика опирается на умы, а не на наши минеральные ресурсы.»
Принятые в 2006 году резолюции Совбеза ООН наложили арест на связанные с ядерной программой Ирана счета и запретили экспорт в Иран любых ядерных технологий и тяжелых видов вооружения. Ограничения были наложены на перемещение и оборот финансовых средств. Годом позже Министерство финансов США включило в санкционный список ряд иранских банков, учреждений и компаний. Примеру США последовал и Всемирный банк. В 2009 году сенат США наложил санкции на компании, занимающиеся поставкой топлива в Иран, а в 2010 году в санкционные списки были включены несколько иранских судоходных компаний, а потом санкции Белого дома были направлены на еще 22 нефтяные, энергетические и страховые компании, которые управлялись правительством Ирана. Обама подписал закон о всеобъемлющих санкциях против Ирана (CISADA). По нему любые иностранные компании и лица, инвестирующие в иранскую нефтяную промышленность свыше установленного предела, могли сами попасть под санкции США. Вслед за американцами в июле 2010 года новый перечень санкций, направленных против иранской энергетики и судоходства, приняло руководство Евросоюза и Канады. В 2011 году США ввели санкции в отношении авиакомпании Iran Air, иранского ЦБ и ряда банков, а ЕС подверг ограничениям 180 иранских юридических и физических лиц.
В 2012 году Иран оказался отрезан от системы межбанковских коммуникаций из-за отключения системы SWIFT, что еще недавно угрожало России.
Санкции действуют в отношении более чем 30 иранских компаний и неограниченного круга их партнеров. В том же году был введен запрет на ввоз в Евросоюз иранской нефти, а США подвергли санкциям 50 финансовых компаний и фондов, а также на «Национальную иранскую танкерную компанию» и принадлежавшие ей 58 судов и 27 фирм.
gazeta.ru