Национальный парк «Орхей» как пример двойной выгоды
Национальный парк «Орхей» – единственный в своем роде в Молдове, был создан всего два года назад при финансовой поддержке Глобального экологического фонда. Хотя первые попытки его обозначить официальным статусом предпринимались еще лет двадцать назад. Национальный парк — охраняемая территория типа заповедника, общей площадью почти 34 тыс. гектаров, куда, в том числе, входит более 18 тысяч гектаров лесов. Он охватывает 18 сел из четырех районов – Криулень, Кэлэраш, Орхей, Стрэшень.Год назад Национальный парк «Орхей» был включен в проект «Clima East», который финансируется Европейским союзом и, кроме Молдовы, внедряется еще в шести странах – в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, России и Украине. Как говорит менеджер проекта Европейского союза Белла Несторова, выбор пал на эти государства, поскольку они держат курс на ЕС, граничат друг с другом и у них практически одинаковые экосистемы, стало быть, они смогут поделиться друг с другом опытом, помочь в решении нелегких задач улучшения состояния пастбищ и лесов на своей территории, а значит, в целом экологической ситуации.
По словам менеджера проекта Программы развития ООН (ПРООН) в Молдове Александра Ротару, территория Национального парка «Орхей» была выбрана также неслучайно, чтобы поддерживать доверие местных властей и населения. «В Национальном парке действуют некоторые ограничения, — объясняет Александру Ротару. — Они связаны в большинстве случаев с деятельностью лесников по рубке леса. И поначалу с местными жителями возникло недопонимание. Они решили, что если местность приобретет статус Национального парка, то будет возведен забор как в заповедных зонах и в том числе у них не будет возможности свободного перемещения по территории. Но это не так. Заборов нет, более того, благодаря проекту мы надеемся заинтересовать местных жителей в уходе за новыми посадками на землях парка».
Проект в Молдове
В рамках проекта было выбрано три участка из Национального парка с деградированной почвой общей площадью 150 гектаров – пастбище в селе Пересечено, а также две территории под посадку деревьев, на одной из которых — саженцев желудей дуба красного, на другой – дуба черешчатого. Посадка производилась, соответственно, в марте и ноябре 2014 года.
«Наша задача была помочь местным властям в борьбе с деградированием земель. Обычно на почве, подверженной эрозии, сажают акацию. Мы подошли к вопросу по-другому и убедились в том, что на таких землях можно сажать и дуб. Он хорошо приживается, устойчив к изменению климата. Прошлый год был более благоприятным, и мы зафиксировали 90% приживаемости саженцев, в этом, более засушливом году, показатель упал до 70%. Согласно нашему законодательству, в конце проекта должно быть зафиксировано на этих землях 78% приживаемости».
«Посадка деревьев благотворно повлияет на экологию, а также на экономические показатели примэрий, — считает директор лесхоза Орхея Николае Стрекий. — Здесь прежде земли были подвержены эрозии, а через семь-десять лет примэрии будут иметь в распоряжении участки лесов».
Координаторы проекта также видят своей главной задачей – привлечение экономической выгодой местных жителей к уходу за территорией, где были высажены саженцы. И основным мотивом может стать возможность получения древесины и использования ее в строительстве.
«За дубом смотреть, пока он вырастит, бесприбыльное дело. Поэтому местных жителей мы хотим заинтересовать тем, что они смогут делать рубки. До сих пор была проблема, потому что у сел не был разработан план менеджмента, и невозможно было получить авторизацию на какие-то рубки. Теперь все 18 населенных пунктов разработали такой план. И мы собираемся помочь местным властям создать ассоциацию между некоторыми селами для того, чтобы им легче было управлять лесами и пастбищами», — говорит Александру Ротару.
Опыт других стран
В каждой из стран-участниц проекта «Clima East» разработали свою программу по развитию пастбищ и лесов, исходя из своей специфики – ландшафта, традиций и культуры. В Армении, к примеру, на деградированные земли были высажены смешанные леса. «Основная задача, — рассказывает советник по программной политике ПРООН в Армении Георгий Арзуманян, — проверить адаптивные свойства некоторых видов деревьев на различных высотах, поскольку у нас существует ландшафтная специфика — разница в высотах одной деревни по сравнению с другой может достигать 50-100 метров. Высота посадки несравнима с ситуацией в Молдове. Мы сажаем и на двух тысячах метрах над уровнем моря. И почвы у нас другие, у вас – хорошие. У нас не так легко даже вспахивать землю. Интенсивность солнца другая, у вас оно мягче, но с водой те же самые проблемы. А для того, чтобы сделать для местных жителей экономически выгодным ухаживать за этими землями, мы посадили дикие плодовые – лесной орех и грушу».
«Проект сфокусирован на Национальном парке Грузии, который охватывает 35 тысяч гектаров. Из них 18 тысяч используются как пастбища, — говорит менеджер проекта ПРООН в Грузии Торнике Пулариани. — Всего располагается 45 ферм и территории используются как зимние пастбища с конца октября до начала мая. Здесь живут люди, чьи предки также пасли овец. У них уже свой традиционный образ жизни. Они веками живут так: зимой — на этих пастбищах, летом – уходят в горы. Мы собираемся реабилитировать пастбища и устроить еще несколько мест, где овцы могут попить воду, уменьшив тем самым воздействие на пастбища. Потому что прежде, чтобы дойти до воды, овцам только в одну сторону приходилось идти около восьми километров. Сейчас мы сделаем так, чтобы им не было необходимости преодолевать эти дистанции, вода будет ближе. Таким образом, мы сохраним пастбища».
Кроме того, грузинские коллеги намерены обогатить пастбища биоудобрениями. «Одно пастбище принадлежит одной ферме, где обитает 800 овец. Эта территория будет разделена на несколько секторов, и мы будем давать рекомендации фермерам, сколько месяцев им стоит жить на каждом из этих секторов, в зависимости от состояния земли и эффективности. Тем самым мы поможем местным жителям максимально улучшить их экономическое положение», — отмечает Торнике Пулариани.
«В связи с регистрацией, мы почти на год отстали от других стран, — говорит руководитель проекта ПРООН Беларуси Владимир Колтунов. - Если несколько десятков лет назад понятие «опустынивание» казалось нам диким, то сейчас активно проводятся мероприятия для борьбы с эрозией почв, в том числе с ветровой эрозией. В рамках проекта на заболоченных территориях в заповедной зоне были высажены ольха и хвойные растения, чтобы они удерживали почвы от эрозии. Ольха — быстрорастущее дерево, из этого материала можно производить альтернативные источники топлива, его можно использовать как строительный материал. Это именно та экономическая выгода, которая может заинтересовать местное население».
P.S. Проект «Clima East» оценивается в 18 млн евро, 11 млн евро из которых направляется на создание пилотных проектов, таких как по устойчивому управлению пастбищами и лесами в Национальном парке «Орхей» в Молдове, остальные 7 млн евро – на техническую помощь.
vocea.md