Воля народа - основа государственной власти. Но, оказывается, не всегда
Думитру БарбалатКто хоть немного помнит историю, должен знать прекрасную книгу Костаке Негруззи (Costache Negruzzi) - «Летопись Молдовы от Драгош водэ до Арона (1359-1594гг.)» (Letopisețul țării Moldovei de la Dragoș vodă pînă la Aron). В этой книге ОЧЕНЬ много поучительного и полезного для ВСЕХ нас сегодня, в той ситуации, когда протестующие на площади требуют отставки президента, Правительства, Парламента, руководства Нацбанка, Антикоррупционной комиссии и Антикоррупционного центра, а власть держащих народ не слышат, ссылается на свои регламенты и не хочет уйти в отставку.
Что самое ценное в Летописи, применительно к нашей ситуации, так это знаменитая поговорка: «Capul lui Moțoc vrem! - Голову Моцок хотим!»
Моцок был ворником при воеводе Александру водэ Лэпушняну. Ворник - по-нашему сегодня это министр. И требование его головы выражало недовольство народа по поводу своего бедственного положения и нечеловеческого отношения бояр.
Народ избирает Парламент, который избирает и назначает Президента и Правительство. В таком случае, почему народ не вправе требовать отставку Парламента, Президента, Правительства, губернатора Нацбанка и прочих начальников? У народа есть полномочия и право требовать у властей ВСЕХ уровней уйти с избранной или назначенной должности.
Властям, начальникам всех уровней, следует искать права, ответственности и обязанности не в ведомственных регламентах, а в КОНСТИТУЦИИ! А для тех, кто еще не усвоил ОСНОВНОЙ ЗАКОН, напоминаю, что в статье 38 сказано – «воля народа является основой государственной власти». ВСЕЙ ВЛАСТИ!!!
Для того чтобы требовать чью-то отставку, народу нет необходимости ссылаться накакой-то еще и ведомственный регламент, да он в это и не нуждается. А вот представители ветвей власти, почему-то упорно и постоянно напоминают народу, что у них свои регламенты.
Вчера Президент страны официально заявил, что он с требованиями протестующих не согласен и добровольно в отставку не уйдет.
Сегодня также о несогласии с требованиями протестующих уйти в отставку по требованию народа официально заявили премьер и председатель Парламента. И при этом они ссылаются на существующие регламенты, на основании которых их назначали, избирали и могли бы снять с должностей.
Премьер в своем оправдании сообщил на пресс-конференции о результатах работы нового Правительства за 6 недель после назначения. О том, что отставка чревата рядом негативных системных последствий. Срок, конечно небольшой, а какие-то пальпируемые результаты все-таки есть. И он их перечислил. Непонятен только расчет срока – 6 недель. Почти как у беременных, когда считают неделями. Правда, молодцы журналисты,эту оплошность быстро исправили, пересчитали, что 6 недель - это 42 дня (!), т.е. почти половина срока, когда начальники отчитываются традиционно о своей деятельности.
И опять о правах и обязанностях. В своем выступлении сегодня Премьер сказал, что Правительство гарантирует и поддерживает право собираться на площади, однако, он считает, что граждане обязаны соблюдать конституционные пределы (именно пределы, сказал он). Он согласился обсуждать любые сценарии, предложенные протестующими, кроме отставки, а также предложил создать комиссии, которые рассмотрят требования протестующих и предложат варианты их решения.
В свою очередь представители народа напомнили, что предстоящая отставка находится уже на последней стометровке и требование об отставке- это способ вытащить страну из рук олигархов, которые находятся за спиной нынешней власти. Что никто не ставит вопрос о досрочных выборах. Не была поддержана и инициатива премьера о создании комиссий, так как таким образом власти пытаются задерживать выполнение требований протестующих, как это случилось после предыдущих выступлений и требований.
Подобные комиссии были созданы и в 2009 году. И сегодня хорошо известно, кто воспользовался результатами работы тех комиссий. И сегодня также видно, что решения принимаются советом альянса. И это не что иное, как узурпация власти. По Конституции, кандидатуру премьера должен был предложить президент, а не альянс. И должности в Правительстве должен распределять премьер, а не альянс.
Высказав друг другу всевозможные предложения, замечания и несогласия, собравшиеся расстались, так ничего не решив.
На другой встрече, которая состоялась тоже сегодня, на четвертый день после того, как протестующие инициировали свои требования, уже и председатель Парламента Андриан Канду также заверил, что процедура выборов - это самая демократическая форма выбора органов власти. Однако, по его словам,сегодня страна находится в таком положении, что о каких-то выборах и речи быть не может. Другими словами, народу еще раз подтвердили, что у него все-таки права есть, но не для сегодняшнего случая. Ожидая миссию МВФ, не до выборов.
Однако была высказана и правильная мысль о том, что если у народа будет желание (именно желание!) и будет инициирован процесс, то политический класс обязан будет с этим согласиться. Но, подчеркнул спикер, это всего лишь его личное мнение, намекая, что он, председатель Парламента, ничего самостоятельно не решает.
Вместе с тем опять прозвучали отчеты о предстоящих планах работы Парламента после каникул. Были высказаны пространственные общего характера обещания о реформах Антикоррупционной комиссии, Антикоррупционного центра и предстоящем, на следующей неделе, прибытии прокурора от Антикоррупционного управления Румынии.
Были даны обещания, что деятельность бизнес-среды будет либерализирована до максимума, а банковская система будет по-новому переосмыслена таким образом, чтобы не повторилась ситуация ноября 2014 года. Пообещал также больше прозрачности в работе Парламента с привлечением оппозиции.
Подобные обещания больше напоминают патефон с одной лишь пластинкой, которую можно прослушатьнеоднократно, пока не надоест.
В контексте обещаний спикера обеспечить больше прозрачности работы Парламента можно привести только один факт. Сегодня все комиссии Парламента аккуратно выставляют на WEB-странице законодательного органа перечень наименований рассматриваемых ими проектов. Сами проекты не афишируют. Парламент рассматривает проекты, содержание которых также не афишируются. При этом грубо нарушается закон о прозрачности принимаемых решений, который обязателен, в первую очередь, для Парламента. В таком случае, непонятно, зачем еще нужно дразнить обещаниями о большей прозрачности. Что может быть больше после НИЧЕГО? Любая мелочь.
noi.md