Русский язык исключен из учебных программ молдавских школ
Одна из последних «новаций» от министра Санду: русский язык изгнан из учебных программ молдавских школ, что и зафиксировано в проекте Кодекса об образовании.
Мечта КПП сбывается: русский язык в молдавских школах теряет статус программного предмета и обретает статус факультативного, то есть изучаемого по желанию школьников и их родителей. Судя по всему, многим нынешним «вождям» нашей страны, бывшим выпускникам советских вузов, по ночам видятся кошмары, связанные с тем, что европейские товарищи строго отчитывают их за то, что уж очень вольготно живется сегодня русскоязычным гражданам и русскому языку в Молдове.
«Сверхзадача» команды, работавшей над текстом проекта Кодекса об образовании и включившей в него пункт об изгнании русского языка из учебных программ молдавских школ, очевидна и понятна: сделать все возможное и невозможное, чтоб отлучить детей Молдовы от русского языка, а значит, от русской культуры, литературы, истории — одним словом, от России.
Как только эта очевидно-невероятная новость стала достоянием общественности, мы обратились к директорам нескольких столичных молдавских лицеев, предложив им высказать свое мнение об изменении статуса русского языка в молдавских школах. Они же, не сговариваясь, единодушно заметили, что подобное решение есть большая глупость — в лучшем случае. Из одиннадцати опрошенных нами родителей, чьи дети тоже учатся в молдавских школах, пятеро назвали такой шаг возмутительным и непродуманным, не учитывающим его последствий, трое выразились покрепче, а еще трое поинтересовались, почему такое важное решение руководство Министерства просвещения приняло без предварительных консультаций, прежде всего, с родителями, а также с широкой общественностью.
А и в самом деле, почему?
Хотя проект данного кодекса накануне открытия новой сессии парламента был готов к утверждению, он этой обязательной процедуры пока не прошел. И снова: почему? Все дело в том, что первая четверть нынешнего учебного года — особенная, она «избирательная». А это значит, что все участники предвыборной гонки, в том числе и те, кто, несомненно, проголосовал бы за принятие документа в его нынешнем виде, могли бы за такую «демократию» потерять выборные баллы. Это им совсем ни к чему. Вот и помалкивают, а если и отвечают на вопросы, то в своеобразном стиле: «так как проект Кодекса об образовании еще не утвержден, то и говорить пока о нем рано…»
Ловко, правда? Сегодня, когда идет массовый исход молдавских граждан в Россию и большей частью — на ПМЖ, правда может дорого обойтись кандидатам.
Согласно проводимым опросам, в настоящее время более 70 процентов граждан нашей страны свободно общаются на русском языке, 23 процента считают его родным, и примерно столько же — от 20 процентов до 24 процентов — используют его в домашнем общении. А возможно ли одним росчерком пера отменить те вековые духовные связи народов России и Молдовы, которых продолжает объединять в том числе и язык? Догадывается ли о них нынешняя власть? Несомненно! Потому и стремится перекрыть кислород русскому языку. Самое же интересное состоит в том, что именно лидеры правящих партий Молдовы любят поговорить об излишней политизации русского языка, хотя только они этой самой политизацией и занимаются.
Если же собрать под одной крышей все те «куртуазные» словесные «красивости», к которым в особых случаях прибегают лидеры правящей коалиции, когда на людях идет речь о русском языке, то получится настоящий гимн великому и могучему. Тому самому, от которого теперь стремятся отлучить юное поколение Молдовы. А вот оценка, которую с учетом происходящих событий дал посол Российской Федерации в РМ Фарит Мухаметшин: «Русский язык в Молдове находится в зоне риска». Исчерпывающе, не так ли?
Многие столь популярные в современном молдавском законодательстве новации так или иначе, прямо или косвенно, но с четким «прицелом», по сути, ведут к постепенному и целенаправленному вытеснению русского языка из многих сфер государственной и общественной жизни. Только один пример: обращения русскоязычных граждан, их просьбы и жалобы на русском языке часто вообще не берутся во внимание чиновниками — вопреки пока действующим законам.
Напомним, что есть в Конституции РМ статья 13, а в ней черным по белому записано, что «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых в Республике Молдова». Ключевые слова: «признает» и «охраняет»… Где же охрана и признание? Остались в прошлом прежние заверения власти о придании русскому языку статуса официального. Кстати, такие обещания, как правило, даются перед очередными выборами.
В Базовом договоре о дружбе и сотрудничестве Российской Федерации с Республикой Молдова четко прописано положение о том, что молдавская сторона в соответствии с национальным законодательством обязуется создать надлежащие условия для удовлетворения потребностей в обучении на русском языке в системе образования. О том же, как реально соблюдается и этот пункт, можно судить и по содержанию проекта Кодекса об образовании. А он, напомним, лишает русский статуса программного и переводит его в статус факультативного.
До того как выборы состоятся, будущие «слуги народа» будут возмущаться и негодовать, когда наивные наши граждане станут им жаловаться на различные языковые ущемления: мы о них ничего не знаем. Пройдут выборы — все вернется на круги своя. Вот потому-то следует хорошо подумать, прежде чем опустить избирательный бюллетень в урну для голосования.
А пока многие дети тех наших граждан, что собираются на ПМЖ в Россию, переходят из молдавских школ в русские — чтобы лучше изучить русский язык и свободно общаться на нем. Такой вариант власть устраивает?
argumenti.md