Статусный союзник: Комрат получил поддержку ЕС в диалоге с Кишиневом
В Гагаузии прошла международная конференция «SHIFT: функциональные решения для территориальной автономии Гагауз Ери». Представители Комрата и Кишинева при поддержке международных экспертов пытались найти компромисс между гагаузскими «аппетитами» и неготовностью центральных властей делиться полномочиями. Главной неожиданностью стало то, что выступавший на форуме представитель ЕС фактически поддержал основные тезисы Комрата в диалоге с центром.Лишние люди
Состоявшаяся во вторник, 16 февраля в гагаузском селе Авдарма международная конференция «SHIFT: функциональные решения для территориальной автономии Гагауз Ери» была организована неправительственной организацией «Пилигрим-Демо». Открыла форум башкан Гагаузии Ирина Влах. Она сказала, что за два с половиной десятилетия молдавский народ и жители Гагаузии прошли тернистый путь от прямой конфронтации и ксенофобии до мирного сосуществования в рамках единого государства.
Тем не менее, отметила она, «гагаузская модель» разрешения межэтнических конфликтов пока не стала привлекательной даже на уровне Молдовы. Не говоря уже о ее «экспорте» за рубеж. Конфликт, по мнению Влах, может считаться исчерпанным, когда обе стороны удовлетворены достигнутым компромиссом. Пока же, говорит башкан, достигнутая в 1994 году компромиссная договоренность между Кишиневом и Комратом «осталась на бумаге».
Глава автономии пожаловалась, что представительство выходцев Гагаузии в центральных органах власти мизерно. Гагаузы, по ее словам, порой чувствуют себя «лишними людьми в собственной стране». А из кредитов и грантов, выделяемых РМ иностранными донорами, автономии достается не более 1-2%.
Бывший башкан Михаил Формузал высказался еще жестче. По его словам, в Молдове наблюдается «все более изощренная дискриминация жителей Гагаузии», и в результате «целый народ выброшен на обочину политической жизни». Впрочем, «справедливости ради» Формузал добавил, что в таком же положении находятся и представители остальных нацменьшинств РМ.
Депутат парламента от Партии социалистов Федор Гагауз заявил о необходимости выделения Гагаузии постоянной квоты в парламенте страны: «Нас должно быть не менее пяти депутатов, избираемых по законодательному округу».
У присутствующих на конференции экспертов из Кишинева это заявление вызывало усмешку. В кулуарах некоторые столичные гости говорили, что «аппетиты» представителей Гагаузии постоянно растут.
Директор ADEPT Игорь Боцан, впрочем, признал, что проблема с представительством Гагаузии в парламенте есть. «Но надо определиться, гагаузы хотят избирать своих депутатов по отдельному округу или голосовать по партийным спискам. Иначе получается двойное представительство», — пояснил он.
Старший научный сотрудник Европейского центра по вопросам меньшинств Александр Осипов считает, что говорить о полном отсутствии интеграции гагаузов в молдавское общество нельзя. Выходцы из автономии работают в Кишиневе, ведут бизнес на всей территории страны, есть депутаты из Гагаузии в парламенте. «Но есть факторы, которые мешают жителям Гагаузии в полной мере участвовать в жизни страны: это языковый барьер, политика экономического развития, образовательная система и т.д.», — сказал NM Осипов.
Язык раздора
Обсуждением развития автономии участники конференции не ограничились. В какой-то момент достаточно остро встал вопрос о суверенитете страны. Ряд гагаузских выступающих обвинили руководство Молдовы в желании объединить страну с Румынией. Экс-башкан Формузал даже назвал это главным раздражающим фактором в отношениях Кишинева с Комратом.
Игорь Боцан на это заметил, что вопрос о ликвидации молдавского государства — не более чем риторика. «Никогда официальный Кишинев не ставил вопрос о ликвидации РМ. Есть сегмент населения, примерно 20% граждан, которые хотели бы объединения с другим государством. В РМ нет партий у власти, которые проводили бы подобную политику», — сказал эксперт.
Бывший вице-премьер РМ Александр Муравский с Боцаном согласился лишь частично. По его словам, власти действительно официально не заявляли, что собираются объединяться с Румынией. Но не заявляли и обратного. Более того, говорит Муравский, президент Тимофти и отдельные члены правительства некоторыми своими высказываниями прямо или косвенно высказывались в поддержку этой идеи.
«Поэтому можно говорить, что в лице Гагаузии мы имеем практически единственный в стране форпост, который открыто выступает против ликвидации молдавского государства», — добавил Муравский, сорвав аплодисменты гагаузской аудитории.
Масла в огонь дискуссии подлил гагаузский общественный деятель Михаил Влах. Он сказал, что «центральная власть должна нас сначала увидеть, потом услышать, а затем вспомнить, что был контракт между нашими народами». «Мы отказались от непризнанной на ваш взгляд Гагаузской республики, потому что наши братья — европейцы, турки и русские — сказали, что будут гарантии. Но как вы делите европейские деньги? Три миллиона даете на дороги всей Гагаузии, и 20 млн. на какой-то район», — пожаловался он.
Влах напомнил, что лидер Либеральной партии Михай Гимпу и в бытность и.о. президента, и в последнее время не раз говорил об унире. «Уважаемые, что это значит, когда они говорят, что РМ — это временный проект? — обратился он к аудитории. — Что значит, когда партия [президента Румынии Клауса] Йоханниса сказала, что жандармы у нас должны быть общие? А в декабре 2013 года вы поменяли свой собственный язык на язык соседей? Мы гагаузы не можем быть азербайджанцами и даже турками, хотя они наши братья. Так что вы — молдаване! Вспомните Штефана Великого! Проснитесь!»
Депутат парламента от Либерально-демократической партии Кирилл Лучинский в ответной реплике попросил уважать друг друга. Он сказал, что в преамбуле Закона о функционировании языков на территории РМ, которая «к сожалению не вошла в закон», написано, что румынский и молдавский языки — идентичны. «Поэтому, если вы нам, молдаванам, заявляете, что мы говорим на языке зарубежного государства, то вы практически нарушаете закон», — сказал Лучинский.
Финансовая недостаточность
В части конференции, посвященной финансово-экономическим аспектам территориальных автономий, исполнительный директор «Инноцентра» Комратского госуниверситета Алла Левитская поделилась неутешительными цифрами статистики. По ее данным, во всех отраслях экономики Гагаузии занято лишь около 30% трудоспособного населения. При этом в автономии наивысший по стране процент молодых мигрантов — 37% от общего числа.
Негативное влияние на экономический потенциал региона, по словам эксперта, оказывает тот факт, что в структуре инвестиций, выделяемых на региональное развитие в РМ, на долю Гагаузии приходится лишь около 1,3%. А, к примеру, из всего объема Дорожного фонда в 2015 году для Гагаузии было предусмотрено только 0,67%.
Ущемляется Гагаузия и при распределении по регионам ассигнований на финансирование капитальных расходов из госбюджета. Так, по подсчетам Левитской, в среднем на жителя республики расходы на капитальные инвестиции составляют 177,5 леев, а для жителей Гагаузия 66,6 леев — в 2,6 раза меньше.
Зампредседателя Народного собрания автономии Александр Тарнавский отметил, что, несмотря на то, что общегосударственные налоги (НДС, акцизы, подоходные налоги) остаются практически в полном объеме в бюджете автономии, регион формально является дотационным. Собственные доходы бюджета АТО Гагаузия составляют лишь 38%.
По мнению Тарнавского, причины кроются в действующем таможенном законодательстве. Таможенные сборы поступают в центральный бюджет, притом, что именно при осуществлении импортных операций на таможне формируются основные доходы государства.
Другой причиной, по словам депутата, является налоговое законодательство. Оно устроено таким образом, что «филиалы компаний — естественных монополий (поставщики информационных услуг, газа, электроэнергии) и торговых сетей, оплачивают НДС по месту расположения головных предприятий (как правило, в муниципии Кишинев), а не там, где они зарабатывают деньги».
Непрерывный компромисс
Главной неожиданностью, пожалуй, стало выступление на форуме представителя Евросоюза. Политический советник делегации ЕС в РМ Миндаугас Качераускис сказал, что Гагаузия всегда была в зоне внимания Евросоюза. А где-то с 2014 года тема функционирования автономии, по его словам, стала одним из ключевых пунктов повестки дня ЕС в контактах с властями РМ.
В многолетней дискуссии между Кишиневом и Комратом о том, следует приводить молдавское законодательство в соответствие с законом о статусе Гагаузии или наоборот, ЕС, судя по всему, встал на сторону Гагаузии. По словам Качераускиса, Евросоюз не раз подчеркивал, что закон об автономии выше любого другого закона.
В лице Евросоюза Гагаузия кажется получила неожиданного союзника в своем давнем «статусном» споре с Кишиневом
Согласился он и другим тезисом многих гагаузских ораторов — о том, что Гагаузия является гарантом существования Молдовы. Дипломат также поддержал позицию Комрата о том, что Гагаузия является не территориальной, а политической автономией, и суд общей компетенции не может отменять постановления властей Гагаузии. «Только Конституционный суд вправе толковать решения Народного собрания Гагаузии», — считает европейский дипломат.
Говоря о рамках международных отношений для автономных образований, европейский дипломат сказал, что «в эти рамки входит все, кроме обороны и внешней политики». Более того, даже внешнеполитические элементы могут присутствовать, если это затрагивает интересы определенных территорий. Он привел в пример Данию, в диппредставительствах которой работают представители Фарерских островов и Гренландии (автономные территории в составе Дании), правда — за свой счет.
Качераускис посетовал, что почти ни одна из рекомендаций международных организаций относительно Гагаузии до сих пор не была учтена Кишиневом. Впрочем, заметил он, это касается не только рекомендаций по Гагаузии.
Дипломат рекомендовал центральным и региональным властям работать совместно, шаг за шагом выполняя рекомендации международных партнеров: «Мы не изобретаем велосипед, а лишь настоятельно обращаем внимание на необходимость неукоснительного выполнения рекомендаций, данных международными организациями, в том числе и Венецианской комиссией и ОБСЕ».
Присутствовавший на конференции политический аналитик Оазу Нантой сказал в беседе с NM, что ему достаточно странно слышать утверждения представителей Гагаузии о том, что у них мало прав. При этом, они проводят референдум, заявляют, что хотят в Таможенный союз, но согласны брать деньги у ЕС, недоумевает эксперт.
В целом тональность конференции, по слова Нантоя, вызвала у него ощущение дежавю: «Я, как человек, который участвовал в политических процессах с 1988 года, знаю, что эта автономия возникла на противопоставлении Республике Молдова и из-за страха перед объединением с Румынией. Сейчас в Румынии президент — немец, премьер — венгр, а мы застряли в прошлом, спекулируем на нем и не видим себя со стороны».
Александр Муравский считает, что в недостатке коммуникации между Кишиневом и Комратом виноваты обе стороны, и сейчас важно найти баланс интересов: «Нельзя рассчитывать на то, что один раз и навсегда будет принято решение, которое устроит всех. Всегда есть определенная часть людей, которая будет хотеть большего для автономии, а в центре будут люди, которые станут утверждать, что им и так много дали». Главное, говорит он, когда критическая масса недовольных с одной из сторон будет расти — незамедлительно начинать поиск нового компромисса.
Этот материал относится к циклу статей «Развитая автономия — Развитое государство», публикуемых в рамках проекта «Поддержка диалога между органами власти в контексте Автономно-территориального образования Гагаузия», реализуемого «Пилигрим—Демо» при поддержке посольства Великобритании в Кишиневе и через Фонд предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности. Мнения, изложенные в данной статье, являются авторскими и не обязательно отражают точку зрения правительства Великобритании.
newsmaker.md