Кишиневский “майдан”, или Три признака революционной ситуации
Не чурающийся политики знакомый предприниматель назвал воскресенье, 6 сентября, “днем политических зрелищ”. Интернет заполнен отличными фотоотчетами о том, где, что и как происходило.Любителей чего-то поосновательней ждали на центральной площади Кишинева. Здесь под лозунгом “Жос мафия!” проходил митинг Гражданской платформы “Достоинство и правда” (DA). Полиция определила число его участников в 20-30 тыс. человек. Организаторы считают, что возмущенных произволом властей на площади Великого национального собрания было не менее 100 тыс.
Сторонникам более решительных действий предлагалось присоединиться к антиправительственному протесту партии “Красный блок” Григория Петренко. В программе – митинг у Академии наук, марш до особняка олигарха Владимира Плахотнюка и потасовка у здания Генеральной прокуратуры, куда срочно стянули спецназ.
Партии власти тоже подготовили свой пакет зрелищ - для отвлечения внимания народных масс от протестного движения. Широко разрекламированные грандиозные концерты в Кишиневе (на территории Moldexpo) и Оргееве с участием звезд молдавской, российской и румынской эстрады. Филипп Киркоров, Дима Билан, Вера Брежнева, Николай Басков, Глюкоза, итальянский певец Puppo, Лоредана Гроза, Штефан Бэникэ, Павел Стратан…
Но пытаясь сделать ход конем, правящая коалиция только подстегнула интерес общественности к митингам платформы “Da” и “Красного блока”: если Плахотнюк и Шор выложили за приезд звезд эстрады по $20-100 тыс. и умышленно пытаются перекрыть акции протеста, значит, правящая коалиция действительно испугалась, считает общественность.
Итог “дня политических зрелищ”: платформа DA объявила, что ее акция протеста может перейти в бессрочный режим, разбила на центральной площади Кишинева палаточный городок и потребовала отставки президента, председателя парламента и премьер-министра. А также проведения досрочных парламентских выборов и всенародных выборов президента, формирования правительства народного спасения, привлечения к ответственности виновных в краже миллиарда евро из банков и отставки руководства компании “Телерадио-Молдова” и правоохранительных органов.
На трое суток задержаны активисты “Красного блока” и “Антифы” Григорий Петренко, Михаил Амерберг, Павел Григорчук и Александр Рошко. Им инкриминируется ст. 285 УК “Массовые беспорядки” (до двух лет лишения свободы). Протестующие настаивают на том, что потасовка у Генпрокуратуры была спровоцирована полицией, чтобы не допустить их появления на площади Великого национального собрания.
Запланированных властями грандиозных концертов в Кишиневе и Оргееве не получилось. Акция “Я не пойду на концерт мафии. Мы не стадо баранов” в соцсетях набрала такие обороты, что подавляющее большинство местных и зарубежных звезд предпочли отменить свои выступления.
Резюмируя итоги этого дня, бывший идеолог ПКРМ Марк Ткачук написал в социальных сетях, что если протестующие на центральной площади сумеют продержаться пару суток, то власть падет. А вот “что будет дальше и во имя чего все это - другой вопрос”.
Признак №1: “Невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде свое господство. Ситуация, когда верхи не могут править по-старому”.
Ровно 100 лет назад в статье “Крах II Интернационала” вождь мирового пролетариата сформулировал три признака революционной ситуации. И хотя в начале 90-х годов прошлого века учение Маркса-Энгельса-Ленина было признано вредным и окончательно похороненным, нынешняя ситуация в Республике Молдова доказывает, что Владимир Ильич и сейчас “живее всех живых”.
Признак №1 - ситуация, когда верхи не могут сохранять в неизменном виде свое господство и править по-старому.
В середине августа Гражданская платформа “Demnitate şi Adevăr” (“Достоинство и правда”) выпустила видеоролик, в котором призывала граждан Республики Молдова прийти на акцию протеста 6 сентября - чтобы “разорвать щупальца коррумпированных партий и освободить страну из плена”.
О своем намерении 6 сентября пройти протестным маршем от Академии наук до площади Великого Национального собрания объявил и “Красный блок” Григория Петренко, который в первых числах августа активно протестовал у дома первого вице-председателя ДПМ Владимира Плахотнюка против повышения тарифов на газ и электроэнергию.
С этого момента с правящей коалицией стала происходить удивительная трансформация – власти вдруг вспомнили о народе.
Премьер-министр Валерий Стрелец поручает министерству экономики еще раз проанализировать формирование тарифа на газ, а НАРЭ - пересмотреть ранее установленные расценки.
Национальное агентство по регулированию в энергетике приостанавливает на 60 дней свое решение о повышении тарифов на газ и электроэнергию, рекомендовав поставщикам энергоресурсов за этот период провести аудит, выбрав признанных на международном уровне аудиторов, чтобы проверить, правильно ли предприятия рассчитали новые тарифы. Шаг со стороны Нацагентства беспрецедентный: до сих пор НАРЭ никогда не пересматривало своих решений.
Одновременно (в качестве бальзама на израненную душу потребителей) по решению Высшей судебной палаты предприятие “RED Union Fenosa” было оштрафовано на 190 тыс. леев “за несправедливое отношение к потребителям”.
Совет по конкуренции взялся за рассмотрение правомерности повышения цен на хлебобулочные изделия, выявив в этом деле признаки картельного сговора. А руководство ГП “Железная дорога Молдовы”, еще совсем недавно жаловавшееся на убыточность пассажирских перевозок, подписывает распоряжение о сокращении стоимости железнодорожных поездок по территории страны на 30%.
Для отвлечения внимания общественности от предстоящих акций протеста власти использовали и другие приемы.
В конце августа министр иностранных дел Наталья Герман вдруг заявляет о том, что у Республики Молдова есть шансы на вступление в Европейский союз: Молдова может подать заявку на вступление до 2018 года. Хотя еще совсем недавно (после того как ряд европейских чиновников заявил, что РМ не стоит ожидать вступления в ЕС в ближайшем времени), официальный Кишинев признавал бесперспективность такого шага, как подача заявки.
Премьер-министр Валерий Стрелец вспоминает о концессии кишиневского аэропорта и поручает профильным учреждениям изучить вопрос правовых предпосылок, этапов реализации и возможных последствий расторжения договора о концессии.
Параллельно с этим провластные СМИ и пропагандисты разворачивают целую кампанию с элементами истерии о том, что главная цель предстоящих акций протеста – дестабилизировать ситуацию в стране. Что кто-то хочет превратить Молдову во второй Донбасс, и что за этим сценарием стоят “особые структуры России”, ДНР, ЛНР и чуть ли не ИГИЛ.
5 сентября, накануне объявленных протестов, на Дософтей,122, где находится штаб “Красного блока”, высаживаются саперы, полиция и пожарные – искать заложенную бомбу, о которой правоохранительным органам якобы анонимно сообщили по телефону. Эвакуировать всех из здания не получается. Тем не менее, работа штаба была парализована на несколько часов.
А уже в воскресенье, 6 сентября, когда митинги были в самом разгаре, премьер-министр Валерий Стрелец обвиняет лидеров протестного движения в том, что их действия могут “отпугнуть миссию МВФ”, визит которой назначен на 22 сентября, и тем самым оставить страну без необходимой финансовой помощи. Так что если эмиссары Валютного фонда опять перенесут свой визит в Молдову, главные виновники бедственного положения страны названы. И это отнюдь не власти.
Признак №2: “Резкое обострение выше обычного нужд и бедствий угнетенных классов, когда низы не хотят жить по-старому”.
Решение платформы DA провести на центральной площади Кишинева очередное “Великое национальное собрание” не было спонтанным. Об этом лидеры DA объявили еще в конце мая. Правда, первоначально протестное мероприятие планировалось на 27 августа.
Так что о предстоящих неприятностях власти знали, и в то же время делали все возможное, чтобы эти неприятности не только произошли, но и приобрели размах.
Учредив в середине июля Альянс за евроинтеграцию под №3, ЛДПМ ДПМ и ЛП договорились, что осенью этого года будет проведен очередной конституционный референдум по изменению ст. 78 Конституции для облегчения процедуры избрания президента парламентом.
В стране системный кризис, спровоцированный кражей миллиарда евро, большие проблемы с пополнением бюджета, бюджетный дефицит в 4 млрд. леев, а правящая коалиция собирается потратить как минимум 40 млн леев, чтобы сохранить свою власть после того, как в марте 2016 года истечет срок полномочий действующего президента Николая Тимофти.
18 июля Национальное агентство по урегулированию в энергетике принимает решение об увеличении тарифа на электроэнергию на 37%, а на природный газ более чем на 15%. Эксперты говорят, что это только начало: цены на газ и свет будут расти и дальше. И виноваты в этом не Fenosa или “Молдова-газ”, а украденный миллиард - из-за “кражи года” доллар стоит уже не 13, а 19 леев.
Рост тарифов ожидаемо привел к тотальному росту цен. Хлебобулочные изделия подорожали в среднем на 15%. Практически сразу же министр сельского хозяйства Ион Сула объявляет о том, что социальный хлеб может исчезнуть с прилавков магазинов.
И, наконец, апогей усилий, приложенных властями для провоцирования и роста протестного движения - концерт на Moldexpo, запланированный на 6 сентября под эгидой госоператора мобильной связи Unite – дочерней компании “Молдтелекома”.
В стране – финансово-экономический кризис, министр финансов призывает граждан “затянуть пояса” (хотя, казалось, куда больше?) и не требовать от властей “невозможного”, а госкомпания тратит миллионные средства на дорогостоящих эстрадных звезд, чтобы отвлечь внимание общественности от акций протеста, запланированных на этот же день.
Признак №3: “Значительное повышение активности революционных масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству”.
Если исходить из ленинского определения, то “самостоятельным революционным творчеством” в нынешней активности молдавских “революционных масс” занимаются исключительно “Красный блок” с “Антифой”.
Платформа DA – совсем другой уровень протестного выступления. За которым стоят и который направляют. Об этом свидетельствует как бюджет и размах “Великого национального собрания” от 6 сентября, так и отношение властей.
Три палатки, установленные возле Генпрокуратуры соратниками Петренко и Григорчука, были тут же снесены полицией. А сами лидеры “Красного блока” арестованы за “массовые беспорядки”, хотя их марш протеста, в отличие от 100-тысячного митинга платформы DA, собрал не более 150-200 человек.
Палаточный городок платформы DA на площади Великого национального собрания никто не трогает, хотя разрешение на установку 20 палаток, из которых он состоит, тоже никто не давал. В планах организаторов - заполнить палатками всю центральную площадь столицы и власти вряд ли будут этому препятствовать.
Из-за чего столь различное отношение властей к двум параллельным и, в принципе, схожим по требованиям акциям протеста? Не потому ли, что за организаторами одной из них стоит Запад, а значит она неприкосновенна, а вот устроители другой благословления западных партнеров не получили, да к тому же еще и замечены в пророссийских настроениях?
Платформа DA по меткому определению одного из пользователей социальных сетей, - это “откровенно правый протест, изо всех сил маскирующийся под нечто общенациональное”.
Часть ее учредителей являются радикальными правыми политиками и националистами. И наверняка уже метят на определенные посты при формировании новой власти. Как написал Newsmaker, освещая воскресный митинг, Валентина Долганюка (одного из бывших лидеров Народного фронта и нынешнего соучредителя платформы DA) уже называют будущим министром.
Кто-то утверждает, что Гражданская платформа DA - американский проект. Кто-то считает, что это проект Евросоюза. Но если в Вашингтоне и Брюсселе решат, что нынешняя молдавская власть должна пасть этой осенью, она падет. Проворовавшихся проевропейцев заменят на не таких замазавшихся проевропейцев.
Кто-то увязывает платформу DA с беглыми олигархами - братьями Цопа, находящимися в личном конфликте с Владимиром Плахотнюком. Есть версия, что митинг 6 сентября был спонсирован, в том числе Владимиром Филатом: в начале лета ходили упорные слухи, что этой осенью Владимир Плахотнюк собирается засадить Филата за решетку, однако при нынешнем размахе протестных движений первому вице-председателю ДПМ будет явно не до сведения счетов.
По другой версии, активность платформы DA наоборот на руку Плахотнюку. Еще в конце прошлого года говорили, что Владимир Плахотнюк собирается стать негласным спонсором и куратором одного из новых политформирований (не партии ли Юрия Лянкэ, которая сейчас активно поддерживает протесты DA?). А для того, чтобы его имя не ассоциировалось с данным политическим проектом, Владимир Плахотнюк, как утверждалось, официально останется вице-председателем ДПМ.
Сторонники версии связи платформы DA с Плахотнюком указывают и на одно из основных требований протестующих. Зачем активистам платформы DA нужно было включать в пакет своих требований отставку президента Тимофти, которому осталось досидеть в президентском кресле от силы полгода? Зато это в интересах Владимира Плахотнюка: исполняющим обязанности президента в случае отставки Тимофти становится спикер Андриан Канду – родственник и соратник олигарха.
“Судите сами. Объявляются прямые выборы президента. Молодой, грамотный, умеющий выступать спикер парламента одновременно и.о. президента, имеет все шансы выиграть эти выборы. У него неограниченный админресус, ресурсы ДПМ и Плахотнюка. Пишу ДПМ, так как во многих районах они взяли власть. Плюс финансы и медийные возможности Плахотнюка”, - написал в соцсетях политолог Виталий Андриевский.
Но кто бы в итоге ни стоял за платформой DA, реальной смены власти в случае реализации заявленных ею на митинге 6 сентября целей и задач, в Молдове не произойдет. Потому что в центре и на правом политическом фланге нет политических сил, способных заменить скомпрометировавших себя ДПМ, ЛДПМ и ЛП. Политический проект Юрия Лянкэ откровенно не тянет, у харизматичной Майи Санду нет политической поддержки.
При нынешнем политическом раскладе реальная смена власти в стране в случае досрочных выборов возможна лишь при одном условии - создании левоцентристской коалиции. Например, из ПСРМ и “Нашей партии” Ренато Усатого. А это ни в интересах платформы DA, ни тех, кто за ней стоит, потому что может произойти смена внешнеполитического вектора.
Поэтому наиболее приближенной к действительности версией, выглядит то, что т.н. “псевдореволюция” в Молдове затеяна лишь для того, чтобы, как написал один из пользователей социальных сетей, “произвести смену евродекораций и восстановить финансирование республики со стороны западных партнеров”.
noi.md