Советник президента об отношениях «правительство – президент»
Правительство и администрация президента должны найти консенсус для решения проблем, возникших после президентских выборов.С таким заявлением выступил Максим Лебединский, советник президента по правовым и институциональным отношениям, представитель президента Республики Молдова в отношениях с парламентом и правительством, в ходе публичных дебатов «Отношения между ветвями власти в новых условиях: между сотрудничеством, парламентскими выборами, импичментом и... чем-нибудь еще», организованных информационным агентством IPN и Radio Moldova.
По его словам, президентура не хочет конфликтовать с другими государственными органами, она стремится к сотрудничеству и взаимодействию на основе консенсуса.
«Должен быть достигнут консенсус между органом исполнительной власти и президентом. Если кто-то считает, что толкованием Конституции или лишением определенных полномочий институт президента заставят выполнить определенные действия, он ошибается. Пусть тогда соберутся 34 депутата для инициирования референдума, 67 депутатов проголосуют за отставку президента, и в течение месяца будет организован референдум, как это предусмотрено Конституцией», – объясняет Максим Лебединский.
По его словам, президент ясно потребовал взаимного институционального уважения. «В многочисленных решениях Конституционного суда не раз констатировалось, что всенародно избранный президент имеет большую легитимность, чем правительство. Соответственно, президент, будучи избран непосредственно народом, имеет ту власть, которую ему доверили граждане Республики Молдова. Если Основной закон гласит, что суверенитет принадлежит народу, а президент является гарантом суверенитета, то тогда он отвечает за реализацию воли народа», – считает Максим Лебединский.
Относительно трех ветвей власти советник президента сказал, что президент выступает в качестве модератора между ними: «…идет ли речь о назначении судей или утверждении законов, или о назначении министров в случае кадровых перестановок в правительстве. И когда на должность министра обороны пытаются предложить человека, который не имеет ничего общего с Министерством обороны, когда в соответствии с Конституцией президент является главнокомандующим Вооруженных Сил и ему пытаются навязать такую кандидатуру, естественно, он на это реагирует определенным образом».
По словам Лебединского, когда рядовой гражданин хочет чего-то, а правительство и парламент в качестве государственной власти отклоняются от воли народа, президент должен предупредить или даже блокировать некоторые действия.
«Если они решили вынудить президента через Конституционный суд подчиниться воле правительства, тогда зачем нужна эта должность? Делается попытка сделать президента просто регистратором фактов, который должен только констатировать, кого предложили на должность судьи или министра. Тогда о каком гаранте суверенитета может идти речь?», – спрашивает советник.
Максим Лебединский отметил, что на день президентских выборов закон о полномочиях президента не был модифицирован, это было сделано позже, намеренно, именно потому, что главой государства стал Игорь Додон.
«Это были ограничительные меры, предпринятые законодательным органом непосредственно против института президента и связанные с конкретной личностью. То, что не было проблемой на протяжении 25 лет, вдруг стало проблемой», – подчеркнул Максим Лебединский.
Публичные дебаты «Отношения между ветвями власти в новых условиях: между сотрудничеством, парламентскими выборами, импичментом и... чем-нибудь еще» являются 69-ым выпуском цикла «Развитие политической культуры в публичных дебатах», организованного при поддержке немецкого Фонда Ханса Зайделя.
noi.md