Влад Плахотнюк верит в шансы Мариана Лупу
Избирательная кампания идет полным ходом и уже появились кардинальные изменения. Когда-то Вы очень скептически относились к идее единого кандидата.И был прав, поскольку утверждал, что им не удастся прийти к этому соглашению до начала избирательной кампании, как следовало бы сделать. Они ждали результаты каких-то опросов, которые свободно можно было бы сделать еще до начала избирательной кампании. На самом деле, желания избрать единого кандидата не существовало, и я тогда подчеркивал именно это, несерьезность переговоров. Они до сих пор не приняли бы решения, если бы не запаниковали, видя на какой скорости Мариан Лупу обошел их.
Как повлияет на стратегию ДПМ выдвижение единого кандидата?
Каких-либо серьезных изменений не будет, уход Нэстасе был предсказуемым и логичным. Он просто напросто уступил, когда понял, что у него нет ни единого шанса. Вспомните, я тогда говорил, что такой кандидат не имеет шанса выиграть выборы. Этими людьми движет лишь собственная одержимость, у них агрессивное поведение, они не предлагают конкретные решения и проекты для страны. Я утверждал, что это предсказуемый шаг, но был еще один очень серьезный мотив, чтобы вынудить Нэстасе выйти из избирательной гонки: его хозяева увидели, что Лупу взял очень хороший старт и испугались, поэтому решили минимизировать убытки и получить от этой авантюры, в которую были вложены миллионы евро, хотя бы помилование со стороны внешних партнеров. Я считаю, что им не удастся получить даже это, они останутся и без Платформы ДА, но сделали доброе дело, когда убрали Нэстасе, оставив его и дальше поносить меня и ДПМ, но хоть бы не загаживать предвыборную гонку, в которой участвуют кандидаты, имеющие проекты, достойные публичного обсуждения. Его выход из избирательной гонки несколько очистил предвыборную кампанию.
Станет ли единый кандидат опасностью для Мариана Лупу?
Кандидат от правого фланга, на самом деле является одним из кандидатов, поскольку есть еще и другие правые – и он не может представлять опасность. Я не видел, чтобы он делал заявления о намерении денонсировать Соглашение об ассоциации с ЕС, превратить страну в федерацию и делать другие непотребства. Майя Санду говорит правильные вещи, принятые в рамках избирательной кампании, безопасные для страны. Проблема в Додоне, он опасный тип, поскольку является чрезмерно амбициозным и настойчивым в продвижении своих идей, которые в текущих условиях являются полностью изжившими себя и никак не совпадают с национальными интересами. Смотрите, скольких людей ему удалось одурачить иллюзорной идеей дальнейшего развития Молдовы, связанной с Таможенным Союзом, и это потому что он настойчиво лжет в течение многих лет. А правые партии сделали ошибку, не беря его в расчет, и вовремя не остановили, не разъясняли людям, что Додон обманывает и манипулирует ими. Вот именно по этой причине он и поднялся и сейчас, чтобы его остановить, следует приложить намного больше усилий.
Кто является Вашим протеже – Игорь Додон или Майя Санду, поскольку циркулируют различные слухи?
Оба в какой-то мере росли, эксплуатируя мое имя, говоря о Плахотнюке, но сейчас пришел момент, чтобы они выкручивались сами, мое имя больше им не помогает, даже мифы. Уже пришло время продемонстрировать самим, что они могут. Додон был более последовательным и у него сейчас больший рейтинг, Майя Санду стала меня критиковать после того, как ЛДПМ не назначила ее вновь министром, потом она должна была создать свою партию и теперь ее рейтинг значительно ниже. Это если мы немного отвлечемся и посмотрим, как появляются политические проекты и политические герои у нас. Я считаю, что они оба должны освободиться от мифов и имиджа ложных спасителей нации, показать людям, что именно они могут сделать для них, а не соревноваться друг с другом красивыми постами в Facebook или острыми заявлениями.
Эти двое кандидатов – Додон и Санду – имеют еще точки соприкосновения, помимо того, что критикуют Вас и ДПМ: они возражали против заключения нового Соглашения с МВФ.
Да, это действительно странно. Я не могу себе представить, чтобы один из них, если будет избран президентом, блокирует Соглашение с МВФ, считаю, что эти их предыдущие заявления были обыкновенным политиканством. Я хотел бы подчеркнуть, что Соглашение с МВФ и президентские выборы являются главными политическими событиями осени. Одно из этих событий станет поворотным моментом, который позволит утверждать, что Молдова сможет вернуть доверие, которым она пользовалась до кризиса 2014 года. Другие событие – это консолидация стабильности и продолжения европейского вектора развития. После принятия на себя ответственности правительством в сентябре, мы вышли на последнюю сотню метров с Соглашением с МВФ и существуют очень большие шансы, что мы подпишем соглашение в ближайшие недели. Может быть даже в период между первым и вторым туром. Это было бы очень хорошо, а если еще и учитывать экономический рост свыше 2%, который может быть по итогам года, можно утверждать, что 2016 год стал положительным годом для Молдовы, вопреки трудностям, при которых мы начинали этот год.
Кого будет поддерживать ДПМ в случае, если Мариан Лупу не выйдет во второй тур? Игоря Додона или Майю Санду?
Вы спешите, но впереди еще долгий путь, наш кандидат показывает уверенный рост, и я надеюсь, что он выйдет во второй тур. Если так не случится, тогда мы проанализируем в партии и после этого примем решение. Но это не связано с тем, что думает тот или иной человек, поэтому я не хочу прогнозировать.
И все же Майя Санду или Игорь Додон? Выскажите свое мнение как рядовой гражданин, если не можете как политик.
Если выбирать между Майей Санду и Игорем Додоном, то я, естественно, выберу Мариана Лупу. Но если сравнивать двух названных Вами кандидатов, то Додон является реальной опасностью для Республики Молдова и человеком, настаивающим на своих ошибочных и вредных амбициях. Он не представляет опасности для меня или ДПМ, мы достойно противостояли ему до сих пор (вспомните голосование по вотуму недоверия правительству, провалившееся три недели тому назад), но он обладает исключительными способностями манипулировать и может в качестве президента направить страну на очень опасный путь. Майя Санду, я считаю, является четко определившейся, она говорит, что думает, и даже если иногда она ошибается и ее обманывают и используют в политических войнах, в любом случае, она выглядит искренней, и я не слышал, чтобы она продвигала идеи, опасные для национального интереса. Может быть, она не будет хорошим президентом, но я не думаю, что она начнет уничтожать страну. Вне зависимости от ситуации, я остаюсь при мнении, что Республику Молдова должен возглавить проевропейский президент.
Но как будут сотрудничать правительство и парламент с Майей Санду в случае ее победы?
Будут сотрудничать на уровне учреждений, что нормально для государства. Могут быть различные мнения, которые будут решаться путем диалога, а граждане ожидают, что лица, которых они выбирают на высокие должности, будут сотрудничать, а не ругаться. Республика Молдова — не единственная страна в мире, где президент и правительство представляют абсолютно разные политические лагеря. Может быть будут и положительные моменты в сотрудничестве президентуры и правительства в случае, если они продемонстрируют конструктивный подход.
После подобных заявлений Игорь Додон обвинит Вас в поддержке Майи Санду. Правда, что Вы обсуждали этот вопрос с американскими официальными лицами?
Если говорить о поддержке, то я поддерживаю Мариана Лупу. Но я ответил на заданный Вами гипотетический вопрос. С американскими официальными лицами, естественно, мы обсуждали вопрос избирательной кампании как в рамках визита в США, так и в рамках более поздних встреч. Но это совсем не означает, что мы выбрали одного или другого кандидата. Внешние партнеры не вмешиваются во внутреннюю политику нашей страны. Вероятно, Додон утверждает обратное, на основании другого опыта. Он должен очень хорошо обдумать последствия его идей, поскольку если при неблагоприятных стечениях обстоятельств, он станет президентом и свернет с европейского курса, то он прекрасно понимает, что могу я, и он столкнется с настоящими протестами. Если он поставит меня в ситуацию стать героем проевропейской революции, то увидите, как мой рейтинг изменится в обратную сторону всего за день. И я не думаю, что он этого хочет.
Завершаем нашу беседу в шутливом тоне, очень хорошо, что нет ярого противостояния в этой кампании, и Вы позволяете себе пошутить.
Я лично не вижу повода для шуток, нельзя эмоции ставить на первый план, слишком много вредного они привнесли в нашу политику.
Благодарю Вас. Успехов в избирательной кампании!
И я Вас благодарю.
kp.md