Конституционный суд Молдовы изучает вопрос о признании однополых браков
ЕС требует, чтобы молдавская действительность полностью отвечала европейским правовым стандартам. К таковым с недавнего времени стали относить и признание однополых браков. И если еще недавно молдавские власти всячески убеждали людей в том, что союзы между лицами одного пола в Молдове не будут легализованы ни при каких условиях, то сегодня Конституционный суд страны по собственной инициативе занимается изучением данного вопроса. Будут ли в нашей стране разрешены свадьбы однополых пар?
Лоббисты не намерены останавливаться
Статья 48, часть 2 Конституции Молдовы гласит: «Семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины, на их равноправии и на праве и обязанности родителей растить, воспитывать и обучать детей». Аналогичные положения воспроизводятся в Семейном кодексе и других правовых актах.
Браки между лицами одного пола в Молдове не признаются, и любые другие формы союзов для однополых пар законом не предусмотрены. По общему правилу, в нашей стране может быть легализован брак, заключенный на территории иностранного государства. Однако нетрадиционные браки, зарегистрированные за границей, в Молдове не имеют силы и не порождают для сторон никаких правовых последствий.
Тем не менее, как отмечают эксперты, некоторые международные и неправительственные организации предпринимают активные действия для изменения этой ситуации и внедрения чуждых молдавскому обществу стандартов. Если еще недавно власти всячески убеждали людей в том, что однополые браки в Молдове не будут легализованы ни при каких обстоятельствах, то сегодня Конституционный суд страны по собственной инициативе занимается изучением данного вопроса.
Закон об обеспечении равенства вступил в силу с 1 января 2013 г., тогда же в стране был создан специальный орган, отвечающий за его соблюдение. Накануне Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал неправомерным отказ молдавских властей в согласовании манифестации секс-меньшинств в центре Кишинева.
В октябре 2013 г. парламент, несмотря на протесты общественности и представителей церкви, отменил наказание за пропаганду «иных отношений, помимо связанных с браком и семьей — в соответствии с Конституцией и Семейным кодексом». Тем самым в Молдове был снят запрет на пропаганду нетрадиционных отношений.
Судя по всему, на этом лоббисты останавливаться не намерены. На прошлой неделе была запущена совместная программа Евросоюза и Совета Европы «Поддержка национальных усилий по предотвращению дискриминации и борьбе с ней в Республике Молдова». Еврочиновники требуют, чтобы молдавская действительность полностью отвечала европейским правовым стандартам, к которым с недавнего времени стали относить и признание однополых браков.
Каковы риски для Молдовы?
В перспективе все страны-члены Совета Европы, в том числе Молдову, могут обязать признавать нетрадиционные брачные союзы. Недавно ЕСПЧ единогласно постановил, что отсутствие в национальном законодательстве норм, признающих однополые союзы, нарушает право на уважение частной и семейной жизни, которое гарантировано ст. 8 Европейской конвенции по правам человека.
В своем решении судьи указали, что в 24 из 47 стран Совета Европы есть юридические механизмы признания прав однополых пар, в 11 странах признается равноправие гетеросексуальных и гомосексуальных браков.
«Решение Европейского суда было вынесено по жалобам трех гомосексуальных пар, поступившим из Италии, — комментируют для NOI.md в Союзе адвокатов РМ. — Заявители пожаловались, что в соответствии с итальянским законодательством они не имеют возможности вступить в брак или в любой другой тип гражданского союза.
Свою роль в этом деле сыграл и Конституционный суд Италии, который, с одной стороны, признал конституционность требования о принадлежности супругов к разным полам при регистрации браков. С другой стороны, суд рекомендовал парламенту Италии разработать механизмы правового признания и однополых союзов.
В то же время рано говорить о сложившейся позиции ЕСПЧ по этим вопросам. Иногда он выносит решения, которые могут отличаться по сути и даже противоречить друг другу. В его практике есть дело, когда суд высказался о том, что под брачующимися следует понимать мужчину и женщину в традиционном понимании. В другом деле ЕСПЧ не посчитал дискриминационным отказ властей регистрировать лесбийский брак.
Вынося решения, Страсбургский суд исходит из национальных особенностей государства, принимает во внимание исторический и культурный контекст. Что для Италии может быть приемлемо, то для Молдовы может и не подходить.
Но учитывая, что юриспруденция ЕСПЧ обязательна для всех государств-членов Совета Европы, все же есть риск, что Молдову могут обязать признавать нетрадиционные браки или предоставлять однополым парам иной способ государственного признания их отношений. Решения суда, которые, как в данном случае, дают толкование норм Европейской конвенции, на практике обязательны не только для страны, против которой подана жалоба, но и для остальных членов Совета Европы».
От Нидерландов до Эстонии
Старт процессу легализации «однополых семей» был положен Организацией объединенных наций в 1994 г., когда на международной конференции была утверждена Программа действий по регулированию народонаселения. В ней было закреплено равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые союзы.
Первой страной в мире, легализовавшей однополые браки, стали Нидерланды. С 2001 г. нетрадиционные пары могут вступать в брак путем обычной церемонии в мэрии, как и разнополые пары. Для гомосексуальных супругов действует требование о постоянном проживании как минимум одного из них в Нидерландах. Ряд ограничений действует при усыновлении такими парами детей.
Второй страной стала Бельгия, где с 2003 г. однополые пары регистрируют брак на тех же правах, что и разнополые. С 2006 г. бельгийским нетрадиционным парам разрешено и усыновление детей. В 2005 г. законы об однополых браках, предусматривающие и возможность усыновления детей, были приняты в Испании и Канаде.
С 2006 г. однополые браки разрешены в ЮАР, с 2008 г. — в Норвегии, с 2009 г. — в Швеции. В последних двух странах гомосексуальные союзы получили большие права, вплоть до церемонии венчания в церкви. В 2009 г. Мехико стал первым городом в Латинской Америке, где секс-меньшинствам дали возможность официально зарегистрировать брак.
В 2010 г. в список стран, разрешающих регистрацию однополых союзов, вошли Португалия и Исландия. При этом Исландия стала первой страной в мире, чей лидер открыто заявил о своей нетрадиционной ориентации. В 2009 г. премьер-министром страны была избрана Йохана Сигурдардоттир, не скрывающая своей гомосексуальности.
С 2010 г. закон о легализации однополых браков действует в Аргентине, с 2011 г. регистрация гражданских союзов между представителями одного пола стала возможна в Бразилии. В Дании, признавшей такие союзы еще в 1989 г., закон об однополых браках вступил в силу в 2012 г. Спустя год подобные законы были приняты в Великобритании, Уругвае, Франции.
В США первым однополые браки узаконил штат Массачусетс в 2004 г. Впоследствии Верховный суд США легализовал их на всей территории страны — последнее решение по этому вопросу было принято в июне 2015 г.
С 2016 г. Закон о совместном проживании вступит в силу в Эстонии. Он позволяет официально зарегистрировать отношения живущим вне брака людям, включая и однополые пары.
В большинстве стран принятие этих законов сопровождалось акциями протеста, встречая резкое сопротивление со стороны церкви, политических сил и общественных активистов. Так, в Канаде легализация однополых браков стала одним из самых спорных вопросов за всю историю местного парламента и состоялась после нескольких лет судебных баталий. В Португалии и Эстонии рассматривались инициативы о вынесении этого вопроса на референдум, однако это предложение не нашло поддержки у депутатов. Во Франции легализация однополых браков стала причиной массовых протестных манифестаций.
Решение Верховного суда США — образец для подражания?
Как показывает история вопроса, во многих странах однополые пары получили возможность вступать в семейные отношения благодаря решению конституционных и верховных судов. В частности, в Бразилии суд сначала разрешил гражданские союзы между представителями одного пола, затем дал добро и однополым бракам.
В США в июне 2013 г. Верховный суд признал неконституционными ключевые положения федерального Акта о защите брака. После этого американские суды вынесли десятки решений, признавших запреты однополых браков неконституционными. А в июне 2015 г. Верховный суд США легализовал однополые браки на всей территории страны.
Именно это мнение Верховного суда стало объектом тщательного изучения со стороны молдавских конституционных судей. КС запросил разрешение на опубликование перевода текста на румынский язык, и в прошлом месяце документпоявился на официальном сайте Конституционного суда. Как в нем отмечается, большинство американских судей пришли к выводу, что Конституция США гарантирует всем гражданам право на вступление в брак, а запрет на однополые браки нарушает конституционные права.
Более четырех лет назад, в бытность министром юстиции, нынешний председатель КС Александру Тэнасе утверждал, что в Молдове никогда не будут узаконены однополые браки. В тот период в стране шли акции протеста, связанные с обсуждением закона о недискриминации, а перед министерством юстиции стояла задача любыми способами пролоббировать принятие этого законопроекта. Таково было условие со стороны европейских чиновников, на карте стояла либерализация визового режима и результаты парламентских выборов.
С другой стороны, тот же Александру Тэнасе в своих интервью не раз подчеркивал, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не могут становиться объектами дискриминации в Молдове. По мнению экспертов, позиция Конституционного суда по данному вопросу еще не сформирована, и сегодня вряд ли кто-то решится делать прогнозы.
«Творчество» ЕСПЧ — за рамками его полномочий
«Необходимо понимать, — отмечает один из наших экспертов, — что признание государством и регистрация однополого брака в корне меняет принципы гражданского законодательства. В нем заменяются слова «муж» и «жена», «отец» и «мать» на бесполые и общие термины: «супруг 1» и «супруг 2», «родитель 1» и «родитель 2». При этом упраздняются половые особенности и пересматривается принцип идентичности человека.
В последнее время ЕСПЧ нередко принимает решения по вопросам, затрагивающим спорные нравственные и этические проблемы. Многие специалисты считают эти решения идеологически мотивированными и выходящими за рамки его полномочий. Они основаны, в основном, на творческом толковании Европейской конвенции, ставят себя над национальным суверенитетом и подрывают легитимность ЕСПЧ.
Фактически решение ЕСПЧ по иску итальянских гомосексуальных пар — это попытка создания и распространения на все страны Совета Европы, включая Молдову, обязательства или заключать однополые союзы, или признавать такие союзы, зарегистрированные в других государствах, где это разрешено.
Подобные решения несут опасность для правовой системы Молдовы, участвующей в Европейской конвенции. Ведь сама конвенция и решения ЕСПЧ по толкованию прав и свобод — это составная часть молдавской правовой системы. Законодатели и судьи обязаны учитывать их при регулировании общественных отношений и в правоприменительной практике.
Вместе с тем, если ЕСПЧ принимает свои решения о толковании Европейской конвенции не на правовой основе и выходит при этом за рамки своих полномочий, государство может отказаться следовать такому решению. Таких примеров известно немало.
Федеральный Конституционный суд Германии в ряде своих постановлений указывал, что государство вправе не учитывать решение Европейского суда в случае его противоречия конституционным ценностям. Аналогичные позиции в разное время демонстрировали конституционные суды Мальты и Австрии, судебные органы Франции и Швейцарии.
Хочется верить, что Конституционный суд Молдовы способен проявить такую же мудрую позицию, принять во внимание национальные особенности нашей страны и выступить в защиту традиционного понимания Европейской конвенции, из которого не следует право на официальное признание однополых пар".
terra.md