Боцан: У нас «гибкий» Конституционный суд, который может все интерпретировать
Процедура избрания нового президента начинает отсчет 1 февраля 2016 г. (за 45 дней до истечения мандата действующего президента), а референдум можно провести через шесть месяцев после его инициирования плюс два месяца – на его организацию, т.е. в марте. «Тут и появится коллизия – можно ли, когда уже начал тикать срок для такой процедуры, менять правила игры и проводить референдум по изменению Конституции (ст. 78 «Выборы президента»)?» – этот вопрос поднял политолог Игорь Боцан во время телепередачи на канале RTR Moldova.Эксперт напомнил о том, что ЛДПМ с 2009 г. выступала за всенародное голосование за президента. И ДПМ тоже выступала за прямое избрание главы государства. А либералы разработали новый проект Конституции РМ, который тоже предусматривает прямое избрание президента. Однако на прошлой неделе лидеры этих партий, которые всегда убеждали своих избирателей в том, что они «за» всенародное голосование, вдруг передумали и предлагают провести референдум, «чтобы отдать вопрос избрания президента на откуп этим трем партиям, которые за последние шесть лет испоганили все, что только можно».
«Но у нас есть очень гибкий Конституционный суд, который может все интерпретировать, - считает Игорь Боцан. - Например, в 2010 г. Конституционный суд, из-за революционной необходимости, пересмотрел свою юрисдикцию о необходимости выждать шесть месяцев после его решения о проведении референдума. Тогда он решил – достаточно 10 дней на то, чтобы Конституционному суду дать «добро» на референдум и два месяца – чтобы его организовать.
Когда в 2014 г. ЛДПМ хотела повторить эту процедуру и провести референдум по поводу прямого избрания президента вместе с парламентскими выборами (ведь есть прецедент в 2010 г.), то Конституционный суд свое мнение изменил. Объяснил это тем, что в 2010 г. референдум не состоялся из-за недостаточной явки граждан, а финальные результаты не были приняты судом, т.е. он бы еще подумал, был ли референдум легально проведен. Это после того, как сам Конституционный суд дал «добро» на его организацию, и из госбюджета были потрачены 30 млн леев».
Как заметил политолог, в прошлом году Конституционный суд своим постановлением снова ввел требование шести месяцев, а также необходимость принимать во внимание лояльность вопросов, выносимых на референдум, к интересам граждан. «Но если 90%, или 800 тыс. человек, уже сказали 5 сентября 2010 г., что хотят прямого избрания президента, то как эти три лидера могут инициировать референдум, который противоречит волеизъявлению граждан? То есть если нельзя, но очень хочется, то можно? Я уверен, что нынешний очень гибкий состав Конституционного суда решит точно так, как нужно этим джентльменам», - сказал Игорь Боцан.
noi.md