О роли молдавской культуры в становлении культуры Румынии
С момента своего основания (середина XIV века) до 1862-го года, развитие Молдовы имело место в особых геополитических и культурных условиях, что предопределило становление государства и утверждение в сознании граждан этого государства этнонима «молдаванин» и национального чувства молдаван - молдовенизма.Будучи результатом симбиоза византийско - славянских духовных ценностей и народного творчества, имеющего фракийскую основу (баллад, легенд, героических песен, иконографии, настенной живописи, церковной архитектуры и др.), древняя молдавская культура явилась отражением образа жизни народа, живущего между Карпатами и Днестром - всего того, что предопределило и закрепило национальное самосознание общности, которая называла себя и была названа другими народами - молдаване.
Половина тысячелетия совместной жизни в общем государстве – Молдове, пять веков совместной борьбы за защиту его рубежей, пятьсот лет (1359-1862) неустанных трудов ради ее процветания окончательно утвердили национально-государственное сознание молдаван, которое способствовало приданию некоторых специфических черт молдавскому культурному наследию, выделив его не только с количественной, но и с аксиологической точки зрения, - по идейной направленности, концепциям, содержанию и художественному уровню.
В этой связи напомним, что именно в Молдове, а не в какой-то другой части Юго-Восточной Европы, были написаны - уже в XV веке! - первые, собственно говоря, исторические труды - молдавско-славянские летописи, заложившие основу молдавской историографии, наметившие естественным образом особый путь письменной истории Молдовы.
Те 12 историй Молдовы (включая Рэзбоенскую надпись, 1496), от Анонимной летописи Молдовы (называемой "Бистрицкой"), 1359 - 1507, до Молдавско-славянской летописи Азария (1551-1574), из которых три предназначены для европейских историографических кругов: Молдавско-русская летопись (1359-1504), Молдавско-немецкая летопись (1457-1499), Молдавско-польская летопись (1352-1564) – представляют собой уникальный феномен, обладают особой ценностью и являются основой молдавской культурной традиции. «От Теоктиста (митрополита Молдовы в середине XV-го века) начинается непрерывный ряд книжников, писавших на славянском языке в то время, когда в Валахии непрекращающиеся битвы за власть заглушали стремления родственного народа к свету, к искусству». (Н. Йорга, 1925). Молдавские исследователи множество раз констатировали: «Характерен, например, тот факт, что в Мунтении того же периода не существовало никакой хронографии в подлинном смысле слова».
Первые работы, посвященные истории Молдовы, относятся ко времени Штефана Великого, который «обусловил своими воинскими подвигами начало молдавской исторической литературы на славянском языке».
Молдавско-славянская хронография, не имеющая аналога в восточном ареале родственных молдаванам народов, обосновала и удостоверила особый, самостоятельный характер Молдавского Государства и молдаван, индивидуализировав и выдвинув на гораздо более передовые позиции, по сравнению с соседними странами, письменную историю Молдовы и культурные достижения молдавского народа. Согласно выводам молдавских ученых, «Молдавско-славянские летописи вместе с церковными книгами и апокрифическими повестями заложили основу той культурной молдавской традиции, которая отличает ее носителей от представителей культуры других народов».
В XVII веке, молдавская письменная культура становится национальной по форме выражения: отказывается от славянского письма и утверждается на молдавском языке. С помощью высокого иерарха митрополита Киевского и великого молдавского книжника Петру Мовилэ в Молдове учреждается Славяно-греко-латинская академия, первое среднее и высшее учебное заведение Молдовы. Открывается первая молдавская типография, где печатают свои работы на молдавском языке знаменитые молдавские просветители, митрополиты Молдовы Варлаам и Дософтей, духовный вклад которых остается непревзойденным, в своём роде.
Бесценное культурно-историческое и научное молдавское богатство: истории (летописи) Гр. Уреке, М. Костина, Н. Костина, И. Некулче на молдавском языке, основной труд Д. Кантемира «Описание Молдовы» (на латинском языке), историко-этнологическая монография «О молдавском народе» М. Костина, другие творения просвещенного логофэта, утвердили имя Молдовы и молдаван в европейском ансамбле культурно-исторических и научных достижений.
К сожалению, кроме Константина Столникула, Валахии похвастать на этой выставке культурных достижений особо нечем.
Присоединение молдавской территории между Прутом и Днестром в 1812 к России навязало новые социально - экономические и политические условия развития молдавской духовности. Ставший границей в 1812-м, Прут не прекратил полностью движение в обоих направлениях, не разъединил молдавскую духовную общность - молдовенизм, не помешал обмену идеями и ценностями, преемственности молдавской культурной традиции, процессу обогащения и совершенствования ее общей формы выражения. «Многовековое историческое развитие, общность культурных традиций, образовавшихся в течение столь долгого времени и, наконец, общность языка, столь же естественная в данных условиях», не могла не сохраняться у молдаван на обоих берегах Прута.
К началу XIX века Молдова имеет культурную традицию, основанную на «старинной культуре, которая была более развита в Молдове, чем в Валахии». Если до 1880-го года Валахию характеризует революционная борьба со старым режимом, то в Молдове, параллельно, развивается культура, которая будет перенята Румынией.
В этом контексте следует упомянуть утверждения некоторых выдающихся деятелей культуры XIX-го – начала XX-го веков, по словам которых Молдова, как хранительница традиции, «главенствовала в процессе создания современной румынской культуры», «…Молдове принадлежит заслуга председательствовать, в течение 40 лет, с 1840 по 1880, в усвоении культуры во всех ее формах». «Румынская культура такова, какая она есть сегодня, благодаря Молдове». (Гарабет Ибрэиляну, 1909).
Так же, как А. Руссо или В. Александри, М. Эминеску «понимает культурную роль Молдовы, её роль учителя всех румын». М. Эминеску подчеркнёт (в статье «Репертуар румынского театра»): «Молдова играет важную роль в развитии румын. Здесь, в большой удалённости от интеллектуального шарлатанства, самодовольства и коррупции политического центра (Бухареста) возникла благотворная реакция, направленная против невежества и духа неправды академиков».
В конце XIX-го – начале XX-го веков в Румынии основные направления в литературе и культуре практически всегда имели отправной точкой Молдову или молдаван. Так, политическая и социальная история, история языка и литературы в основном развивается молдаванами, среди которых: М. Когалничану, Б. П. Хашдеу, А. Д. Ксенопол, А. Ончул, Н. Йорга, Р.Росетти, А. Филиппиде, Н. Денсусяну и др. Молдова дала Румынии всех наиболее выдающихся историков, писателей, музыкантов и художников.
Первые собиратели народной поэзии и первые теоретики народничества (ещё в 1840-м году), также, появились в Молдове, где работали наиболее выдающиеся фольклористы – С. Ф. Мариан и Тудор Памфиле.
Следует отметить, что и «королевская линия румынской поэзии берёт начало от Александри, далее через Эминеску, Баковию, Лабиша, а после них пришли мы. Все эти великие поэты являются молдаванами, это королевская линия, потому что ни жители Трансильвании, ни Мунтении не имеют такой мощной традиции». (Чезар Иванеску, 2001).
Своим вкладом наиболее выдающиеся представители молдавской культуры, начиная со средневековой эпохи и до начала XX века чётко осознавали и преследовали ясную цель: защитить свой язык и литературу от денационализации.
В ХХ веке положение молдавской культуры между Прутом и Милковом перешло на положение провинциальной: каток мунтянизации-олтенизации подорвал позиции «золотой плаценты молдавской культуры», возникшей, определившейся и распространяемой из Молдовы, из «милого сердцу города Яссы».
Однако, в любом случае, румынская культура ХХ века выросла и оформилась на фундаменте, построенном выдающимися молдаванами – деятелями культуры прошлых периодов, на основе молдавской духовности, при активном участии молдаван, именуемых румынами. Это наглядно видно, если проанализировать биографии крупнейших деятелей румынской культуры ХХ века. Выяснится, что многие из них родом из Молдовы либо из семей молдаван, сформировавшись, таким образом, как личности, в молдавской духовной среде. Здесь достаточно упомянуть только Михаила Садовяну, Николая Йорга, Мирчу Илиаде, Чезара Петреску…
moldovenii.md