Почему у молдаван предательство считается добродетелью
Может показаться, что вынесенный в заголовок настоящего материала вопрос, парадоксальный, но он отлично отражает злободневную проблему, с которой сталкивается молдавская политика. Не думаю, что раскрою величайший секрет, если скажу, что в отечественной политике есть несметное множество предателей и приспособленцев, а все якобы новые политические проекты, которые время от времени запускаются, являются не чем иным как ширмой, прикрываясь которой все эти предатели и приспособленцы продолжают удовлетворять свои прихоти в Республике Молдова уже несколько десятилетий – еще со времен советского коммунизма.Я имею в виду перебежчиков, которым удалось невероятное «достижение», а именно представлять большинство более или менее важных партий, сменивших друг друга на отечественной политической сцене. И в этом случае я не имею в виду тех, кто оказывались в разных партиях в результате слияния своих политформирований, а также тех, которые, допустим, в определенный момент почувствовали, что более не отождествляют себя со своей партией и не разделяют более ее идеалы, поэтому перешли в другую партию либо сразу же, либо после определенного перерыва. Я имею в виду не их, а профессиональных предателей, которые успели представить множество партий – от коммунистов, аграриев и социалистов до либерал-демократов, демократов, либералов и т. д.
Думаете, что такое в Молдове невозможно? Вы глубоко ошибаетесь! А чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в селах и провинциальных городах, где простые люди быстренько составят вам список лидеров местного пошиба, которые за последние два с лишним десятилетия сумели перебывать практически во всех более-менее важных отечественных партиях. Такие мелкие лидеры, находящиеся далеко от объективов фотоаппаратов и видеокамер и от внимания общественности на общереспубликанском уровне, используют партии как перчатки, пользуются тем, что захватили на местном уровне все, что предполагает влияние и участие в принятии решений, извлекают выгоду из норм действующего законодательства, которые обязывают партии иметь определенную территориальную представительность.
Таким образом, представители данной категории отождествляют себя с партией и разделяют ее идеалы до тех пор, пока не начнется закат соответствующего политформирования. И тогда вместо того, чтобы трудиться над возрождением партии или же взять на себя часть бремени провала и хотя бы на некоторое время уйти из политики, они стремительно прыгают в лодку другого формирования, которое кажется им более перспективным. И делают это с большим шумом и помпой, а их поступок представляется как величайшее событие, способное коренным образом изменить положение на отечественной политической арене. То есть их представляют как своего рода героев, подставляющих плечо в созидание нового будущего для Молдовы, тогда как на самом деле о будущем Молдовы они пекутся как раз меньше всего.
Если хотя бы одна неправительственная организация из тех, что громогласно заявляют о своем интересе к качеству политической деятельности в Молдове и внедряют всякого рода проекты – и нужные, и ненужные, составила базу данных лидеров местного уровня, указала, кто и в каких политических лагерях успел побывать до настоящего времени, сразу же можно будет заметить, что эти «спасители» молдавской демократии, так называемые «творцы светлого будущего страны», на самом деле самые заурядные предатели и приспособленцы. Стал бы кто-то после этого представлять их новые предательства как резонансные политические события? Разумеется, нет! Им бы просто напросто дали хороший пинок под зад, чтобы они оказались там, где заслужили, а на в регионах, на местном уровне действительно появились бы новые лидеры, способные что-то изменить в молдавской политике. Ведь в Кишиневе лидеры могут сменяться часто, может появляться множество новых партий, но пока не будет этого изменения политических элит на местном уровне, в молдавской политике ничего нового не произойдет.
Думитру Спэтару
tribuna.md