Нацбанк снова взял курс на девальвацию лея?
Молдавский лей снова начал сдавать позиции. Только за последнюю неделю официальный курс упал практически на лей, как по отношению к доллару, так и по отношению к евро. Курс банков и вовсе играет на опережение. А разница между покупкой и продажей на наличном рынке снова начала резко увеличиваться. Так при официальном курсе в размере 18,70 лея за доллар и 21,31 лея за евро, их можно приобрести в обменных кассах и коммерческих банках за 19,2-19,5 MDL/$ и 21,85-22,1 MDL/EUR. Разница между официальным курсом и покупкой инвалюты в обменных кассах достигает 50-80 банов при стандартных 10-20 банов.Дубль номер два
Наметившийся тренд девальвации лея очень сильно напоминают события после ноябрьских парламентских выборов. Проходят выборы, после выборов долгое время победившие партии не могут сформировать кабинет министров, в стране царит политическая нестабильность, государственные органы демонстрируют свою дисфункциональность, все это происходит на фоне заявлений Нацбанка о необходимости формирования кабинета министров и начала переговоров с Международным валютным фондом (МВФ) по меморандуму сотрудничества. Тем самым центробанк дает понять, что именно эти факторы (помимо региональных) приводят к резким скачкам валютного курса, которые уж точно не в пользу молдавского лея. И только после избрания нового кабинета министров - курс лея начинает стабилизироваться.
События последних дней демонстрируют аналогичную тенденцию, только со своей спецификой. Из-за отставки в позапрошлую пятницу премьера Кирилла Габурича в Молдове снова воцарилась политическая нестабильность, также был отменен визит в страну миссии МВФ, которая должна была приехать для начала переговоров по новому меморандуму сотрудничества. Причем, странным образом отставка премьера происходит до местных выборов, а также буквально за несколько дней до визита специалистов фонда. Им даже пришлось отменить билеты и снять бронь с отелей.
Уже в четверг к прессе выходит первый вице-президент Нацбанка Марин Молошаг и объясняет причины девальвации лея за последнюю неделю. "На колебания валютного курса в последние дни влияют отставка правительства, разговоры о ситуации на банковском рынке, перенос приезда миссии МВФ и позиция в связи со всем этим международных партнеров по развитию. Все эти факторы не создают благоприятного фона для валютного курса", - говорил он на пресс-конференции. В то же время, он заверил, что с точки зрения основных краткосрочных экономических факторов предпосылок для колебаний на валютном рынке нет.
После анализа происходящих событий и совпадений, складывается ощущение, что политики и основные игроки рынка решили пойти и в этот раз уже по накатанному сценарию и снова обесценить лей, причем снова существенно. А после избрания правительства (когда это будет, не известно), курс снова начнет стабилизироваться, но уже на другой отметке, как это было в прошлый раз. К примеру, если курс доллара в конце прошлого года был в пределах 14-15 леев, то остановился он уже с конца февраля этого года в пределах 17-18 леев.
Напомним, что в начале этого года национальная валюта обесценилась по отношению к доллару на 21,3%, а по отношению к евро - примерно на 28%. За девальвацией лея последовал рост цен на продукты питания и услуги, лекарства.
Рукотворная девальвация
Эксперты и банкиры в большей степени уверены, что наметившийся тренд падения молдавского лея продолжится. "Я вижу только одну наметившуюся тенденцию, и это линия продолжения удешевления лея", - сказал NOI.MD один из банкиров. По его мнению, эта тенденция "рукотворная", а к ней "руку прикладывает Нацбанк". По словам банкира, Нацбанку стоит заняться делом, "не делать публичных заявлений", которые дестабилизируют и так пошатнувшее положение дел на банковском рынке. Он напомнил, что валютные резервы Нацбанка и так уже скудеют.
О девальвации лея говорит и доктор экономики, сотрудник Национального института экономических исследований Академии наук Молдовы Михаил Пойсик. Он считает, что в девальвации лея есть несколько общеизвестных причин. "Первая - Всемирный банк заявил о том, что он приостанавливает выделение $45 млн на поддержание госбюджета, в котором и так была беспрецедентная дыра (дефицит) в 4 млрд. леев.
Причина – бездеятельность властей в ситуации с воровством не только из трёх известных банков, а и в целом в банковском секторе. А также из-за нарастающей в стране коррупции. Вторая - МВФ отсрочил свою миссию в связи с отставкой правительства. Но даже если бы правительство и осталось, то шансы договориться с МВФ были мизерные, так как целый ряд ранее выставленных требований домашнего задания не исполнялся. А отсутствие меморандума с МВФ – это красный свет для всех остальных доноров и инвесторов Молдовы.
Третья - сама отставка правительства и раздрай в стране. Уже эти три фактора являются серьёзным основанием для валютной паники и обесценивания лея", - считает он.
В то же время, по его словам, существуют и другие причины девальвации. "Хронический дефицит иностранной валюты из-за сокращения денежных поступлений от наших соотечественников, уменьшения притока прямых иностранных инвестиций во внутреннюю экономику и падения экспортной выручки. Картельный сговор между валютными спекулянтами, который вынуждена была признать руководитель Совета по конкуренции Виорика Кэраре.
И, наконец, падающий курс лея выгоден власти. Около 60% налоговых поступлений в государственный бюджет – это НДС на импорт и акцизы. И чем ниже курс, тем больше леев поступает в бюджет, создавая иллюзию его наполнения. Это как разбавленное водой молоко. Желудок вроде бы полон, а пользы никакой. Плюс диарея от подобной гремучей смеси. Но это уже проблемы населения и бизнеса", - сказал он NOI.MD.
Михаил Пойсик считает, что "списать всё на Нацбанк было бы ошибкой". "Но, к сожалению, и Нацбанк в этой ситуации часто ведёт себя как статист и даже хуже, а не как регулятор. Экономика Молдовы задыхается, а он примитивно увеличивает нормы резервирования от привлечённых средств банками, повышает ставки рефинансирования, что ведёт к удорожанию кредитов и ещё большей стагнации. Через его автоматизированную систему межбанковских платежей прогонялись украденные миллиарды, а он отмалчивался и где-то даже подыгрывал. И это не только в ноябре 2014 года. В 2008 году акции Banca de Economii котировались по 195 леев, а "прихватизировали" его в 2013 году при содействии НБМ по номиналу за 5 леев. И этот перечень преступного соучастия и бездействия огромен", - отмечает Пойсик.
Какие задачи решаются
Бывший председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ считает, что "в условиях падения импорта на 24%, а как следствие падения поступлений в бюджет, а также отсутствия фондов МВФ, Всемирного банка, власти нашли единственное решение - обесценить лей". "Ведь в прошлый раз обесценивание лея на 35% было единственным спасательным кругом для исполнения бюджета. Будучи не в состоянии исполнить внутренние платежи в этот раз, власти решили снова обесценить национальную валюту, чтобы удалось собрать деньги в бюджет", - считает он. Ионицэ прогнозирует в дальнейшем драматическую ситуацию, "инфляцию, обнищание населения, повтор сценария 1998-2000 гг.".
Впрочем, дилеры рынка отмечают, что обесценивание молдавского лея в последние дни провоцируют "слабонервные" покупатели валюты". "Складывается впечатление, что некоторые категории покупателей валюты испугалась чего-то, у них не выдерживают нервы. Понятно, что эти действия продиктованы желанием подстраховаться на всякий случай", - сказал один из дилеров.
Впрочем, стоит обратить внимание, что Нацбанк частично ограничил маневры банков на валютном рынке, увеличив ставку нормы резервирования до 22%, которая вступит в силу с 8 июля по 7 августа. Таким образом, банки должны будут отвлечь больше леев для резервов. Говоря о дефиците леев на рынке, один из валютных дилеров сказал, что в середине недели на рынке неожиданно появились леи, которые сейчас массово переводятся в валюту - доллары США и евро.
Не исключено, что кто-то, имея доступ к информации и принимающий участие в процессе принятия решений, готовится к падению лея, а после достижения пика снова, как и в прошлый раз (в середине февраля), скинет их на рынок. А население, которое подалось панике, снова в большей массе только потеряет.
noi.md